Ребенок употребляет наркотики... Что делать?

Проблема созависимости очень актуальна в современном мире. Химически зависимый человек неизбежно формирует вокруг себя комплекс неуправляемых, нездоровых взаимоотношений, приводящих к различным нарушениям в семейной сфере на индивидуальном и остросоциальном уровнях. Семейные расстройства становятся основой, определяющей жизненные функции в семье, где живет человек с химической зависимостью. Для начала определим, кто же такие созависимые. Созависимость — объект изучения достаточно большого количества авторов: Шерон Вегшейдер Круз, Уанхолд Б., Уанхолд Дж., Е.В. Емельянова, Мелоди Битти, О.А. Шорохова, С.Н. Зайцев, Роберт Сабби, Эрни Ларсен, Москаленко В.Д. Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение Мелоди Битти, одного из популярных экспертов по созависимости, «созависимый — это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и который полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека» И этим объектом может быть абсолютно любой человек, будь то коллега по работе, сосед, ребенок, близкий или дальний родственник, химически зависимый человек или просто знакомый. Созависимые вышли из таких семей, в которых имели место либо жесткое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия), химическая зависимость любого члена семьи, а также естественное выражение чувств запрещались совсем («не говори», «то, что происходит в семье, не обсуждается и не выносится». «Не смейся много, а то плакать потом сильно будешь». «Мальчики не плачут», «Девочки должны терпеть». «Бери что дают, неважно, что ты хочешь»). Такие семьи называются дисфункциональными. Семья — это ведущая ячейка общества, важнейшая подсистема, к которой относится любой из нас. Будь то родительская или уже своя собственная семья. При этом не следует забывать, что семья — это система, общество, функционирующее как единое целое. Все звенья этой структуры находятся в непосредственном тесном контакте, то и любые изменения, будь то положи- тельные или отрицательные состояния одного из участников данной структуры, неизбежно отображаются на состоянии других. На настоящий момент существуют различные по своей научной обоснованности и практической эффективности попытки построения систем терапии созависимости. Самой доступной и распространенной из них является Нар-Анон (анонимные родственники наркоманов). В настоящее время существует несколько подходов к выздоровлению от созависимости, при этом выделяют два установленных пути к выздоровлению. К первому пути принадлежит так называемая 12-шаговая программа, такая как АА (Анонимные алкоголики), АН (Анонимные Наркоманы), АС (Анонимные Созависимые) и др. Программы выздоровления данного типа обещают полное избавление от зависимости тем, кто с успехом прорабатывает свои проблемы, но имеет склонность излишне сосредоточиваться на форме болезни. Второе направление программ выздоровления — это обыденная медицинская модель. Она говорит, что созависимость — это наследственное заболевание. Она считается неизлечимой. В современном мире выступает более распространенный и действенный — третий подход — эволюционный, предлагаемый Берри Уайнхолд и Дженей Уайнхолд (2002). Он построен на убежденности в том, что созависимость — это не врожденная болезнь, а приобретенная и взаимообусловленная воспитанием и развитием. При этом учитывается максимальное развитие личностного потенциала" (Уанхолд Б., Уанхолд Дж. 2002) .Практика показывает, что наиболее эффективным является совокупность подходов — 12-шаговой программы и эволюционного подхода. Программа подразумевает влияние на индивидуальные особенности, на работу с интрапсихическими конфликтами и нерациональными убеждениями с помощью методов и приемов когнитивного подхода, техники экспрессии чувств, групповой терапии, глубокое самоосознание личности. У большинства людей процесс выздоровления индивидуален и требует много времени и усилий. Выздоровление будет проходить более плодотворно, если «выздоравливать» будут все члены семьи. Таким образом, наша программа настолько же жизненно необходима для эмоционального выздоровления семьи, насколько и для адаптации семьи к проблеме.

Наша программа опирается на системный подход, согласно которому личность понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического, психологического и социального. В результате развития в единстве процессов онтогенеза и социализации образуется совокупность индивидных и личностных свойств, неповторимая у каждого отдельного человека.

Психологический блок психокоррекционной программы предлагает решение следующих задач:

  • Самораскрытие
  • Анализ мотивов поведения и эмоций
  • Работа с деструктивными эмоциями (обидой, виной, жалостью к себе, мнительностью). Принятие ответственности за свои выборы
  • Развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами
  • Обращение к сфере эмоциональных отношений, корректирующей эмоциональный опыт (облегчение выхода эмоций)
  • Развитие способности к самосознанию и уважению к себе, как формы сопротивления влиянию деструктивной среды
  • Адекватное самопринятие
  • Восстановление самоуважения
  • Развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясно формулировать свои потребности
  • Развитие навыков самостоятельности и ответственности
  • Развитие способностей и формирование личных целей
  • вытеснение созависмых паттернов из системы ценностей индивида, формирование новых ценностей
  • Формирование компетентности в преодолении трудностей
  • Активация ресурсов
  • Помощь созависимому человеку выразить свой внутренний мир, способствовать его внутреннему возрождению посредствам культурного развития.

Этапы (модули) предлагаемой программы решают задачи последовательного развития механизмов (новообразований) личности и продолжаются во время посещения групп и работы по 12-шаговой программе для анонимных созависимых.

Занятия имеют стандартную структуру.

Лекционное

  1. Приветствие. Самораскрытие — Участники группы представляются по кругу и называют причину, по которой пришли на это собрание, чувства, с которыми пришли на собрание и положительное событие за последнее время.
  2. Разбор темы ежедневника (Мелоди Битти), лекции, лекции по шагам.
  3. Участник делятся своим опытом, мыслями по теме ежедневника поворачивая фокус на себя.
  4. Круг чувств завершает собрание.

Группа по работе по шагам

  1. Приветствие. Самораскрытие — Участники группы представляются по кругу и называют причину, по которой пришли на это собрание, чувства, с которыми пришли на собрание и положительное событие за последнее время.
  2. Чтение домашнего задания. Участник группы по желанию зачитывают ответы на задания, которые они получили.
  3. Круг чувств
  4. Выдача домашнего задания на следующее собрание

Примечания: Задание созависимые получают, через два месяца посещений групп, активно работая. Время выполнения задания один месяц. Группа закрыта для новичков. Присоединение к группе происходит после получения и написания первого задания.

Скайп группы

  1. Приветствие. Самораскрытие — Участники группы представляются по кругу и называют причину, по которой пришли на это собрание, чувства, с которыми пришли на собрание и положительное событие за последнее время.
  2. Участники группы зачитывают правила работы группы, 12 шагов программы выложенные ведущим в чат. Вся информация выкладывается по ходу работы в чате.
  3. Разбор темы собрания. Скайп собрания содержат всегда две темы: ежедневника (Мелоди Битти). Следующие темы чередуются, происходи разбор — шаг, традиция, обещания — 12 шаговая программа для созависмых. Темы систематически повторяются, это позволяет закрепить полученные знания и в то же время позволяют по новому взглянуть на тему с позиции нового опыта и личностного изменения. Форма — лекция
  4. Круг чувств завершает собрание.

Группы могут быть изменены. На живых группах систематически происходят спикерские собрания. Приглашаются, выздоравливающие химически зависимые люди и делятся, опытом выздоровления делая акцент на взаимоотношения с родительской семьей и своей собственной (у кого она имеется). Либо впередиидущие, кто давно выздоравливает, из членов группы делится своим опытом работы, как негативным, так и позывным.

Дополнительные группы встреч

Форма закрытая тренинговая группа, состоящая из 6 человек. Занятия происходят 1 раз в неделею продолжительностью 2 часа.

Тематика групп состоит из модулей. Возможны изменения — запроса группы.

Цели

  1. формирование мотивации на эффективное социально-психологическое развитие;
  2. комплексная (психологическая, духовная, социальная, профессионально-трудовая, семейная, бытовая) психологическая помощь.

Основные задачи:

  1. помощь в адаптации к жизни в социуме без привычных паттернов;
  2. формирование новых позитивных мотиваций;
  3. формирование новых взаимоотношений, восстановление нормальных связей с химически зависимой личностью, родственниками, друзьями, сослуживцами и т.п.;
  4. формирование потребности в здоровом образе жизни и навыка такой жизни;
  5. формирование духовно-нравственных ценностей.