Освобождение от зависимости за 8 месяцев
с гарантией.


За 9 лет работы к здоровой жизни вернулись 4 373 человека.
Запишитесь на консультацию!
Согласие на обработку данных
8 (800) 333 4631
Call Close
Оставьте контакты и мы перезвоним вам
Или вы можете связаться с нами самостоятельно
8 (800) 333 4631
Публикации
Психологические особенности семей с проблемами наркотической зависимости.
Кошкарева М.К., магистрант институт экономоки и предпринимательства кафедра культуры и психологии
предпринимательства ННГУ им. Н.И.Лобачевского, Пушина В.В., к.п.н, доцент кафедры общей и социальной психологии ННГУ им.
Н.И.Лобачевского
Увеличение производства и рост потребления наркотических веществ остаются насущной проблемой в последние десятилетия. В связи с этим обусловлен интерес к теме семьи и химической зависимости [9]. Принято считать, что в семьях, где присутствует зависимый человек, усваивается паттерн зависимого поведения [8]. Наличие в семье зависимой личности определяет дисфункциональные отношения в семье, от которых страдают все члены семьи [7;8;9]. Проблемы созависимости касаются не только отдельных личностей или одной семьи [1]. Данная проблема касается всего современного общества, которое создает благоприятные условия для развития и передачи дисфункциональных отношений из поколения в поклонения. [6;11]. О проблеме созависимости в России заговорили, начиная с 70-ых годов. [7;8;9]. В результате изучения природы химических зависимостей, их воздействия на человека и влияния, которое они оказывают на окружающих людей, и появился в 1979 г. термин «созависимость» [1]. На конференции 1989 г. (Аризона, США), созависимость была признана самым распространенным заболеванием в мире [4]. Авторы Б.Уанхолд, и Дж. Уанхолд считают, что данная проблема присуща для 98% взрослого населения [11]. Современные ученые Ц.П. Короленко, Т.А. Донских утверждают, любая зависимая семья содержит в себе структуру созависимости [5]. Проблемами в данной области занимаются множество современных психологов практиков, среди них наиболее известные: В.Д. Москаленко, О.А. Шорохова, Л.М. Зорина, Е.В. Емельянова, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, А.В. Котляров, Б.К. Уанхольд и Дж. Б. Уанхольд. Ученые склоняются к описательным дефинциям созависимости, разница заключается лишь в акцентах: общее состояние, симптомы, схемы, последствия созависимого поведения, подходы к психологической помощи и т.п. [2;6;10].

В настоящее время существует несколько подходов к выздоровлению от созависимости [4;11;12]. Наиболее известной и распространенной из них является деятельность так называемая «12 шаговая » программа (Нар - Анон анонимные родственники наркоманов) [12]. Программы выздоровления этого типа обещают полное выздоровление тем, кто успешно работает со своей проблемой, но имеют тенденцию слишком сильно фокусироваться на модели заболевания [12;13]. Данный тип программ выздоровления уже помог миллионам людей избавиться от своих опустошающих проблем [8;9;11]. Таким образом, в реабилитационном пространстве при наркотической зависимости играет важную роль психотерапия семьи.

Нами проведено исследование с целью изучения психологических особенностей семей с проблемами наркотической зависимости.

Объект исследования: созависимые матери, имеющие детей с наркотической зависимостью.

В данном исследовании принимали участие родственники химически зависимых людей, посещающие группы для созависмых и пациенты реабилитационного центра ОО «Компас». Всего в эксперименте приняло участие 62 матери. Из них у одной половины матерей сыновья предпочитают внутривенный способ употребления наркотических веществ, у другой половины матерей сыновья предпочитают курительный способ употребления наркотика. Общее количество исследованных 124 человека: 62 матери и их сыновья в количестве 62 человек.

Для исследования применялись следующие методы исследования:

1. Опросник для определения созависимости (В.Д.Москаленко).
2. Методика «Типовое Семейное Состояние» (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис).
3. Опросник для родителей «Типы воспитания детей» (источник В.Б. Шапарь)
4. Методика – «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис).
5. Методика "Взаимодействие родитель – ребенок» (И.М.Марковская).

Полученные данные были проанализированы с помощью программы STATISTIKA 8.0. Использовался критерий U-критерий Манна-Уитни для выявления достоверности используемых методик: он оптимально подходит для анализа зависимых выборок (до и после проведения ряда определенных мероприятий).

На первом этапе диагностики определялся уровень выраженности созависимости матерей, наркотически-зависимых сыновей. Был произведен сравнительный анализ результатов опросника для определения созависимости, который проводился среди матерей в начале посещения групп - первый месяц и повторный срез на третьем месяце посещения групп работающей по 12 шаговой методике для созависимых. По результатам повторного среза после проведенной работы с матерями, средний балл показателя созависимости значительно снизился с уровня резко выраженной степени - 85 баллов, до умеренной - 42,19 баллов. Следовательно, можно предположить о положительной тенденции влияния посещения групп на поведенческие аспекты матерей. Соответственно, различия в степени созависимости до посещения групп и после определенного промежутка времени работы по программе имеют место, причем в 100% случаев.

Для выяснения семейного состояния использовалась методика «Типовое Семейное Состояние» Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкис. Анализируя зону совпадения между выборками по каждому из имеющихся показателей и достоверность различия между ними, получены следующие данные: общая неудовлетворенность среднее значение до -23,1 после - 14,31; нервно-психическое напряжение среднее значение показателей до- 24,44 после – 8,68; семейная тревога среднее значение показателей до- 26,27 после – 11,39.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате работы по 12-шаговой программе показатели, имевшие, ту или иную степень выраженности приобрели нормальное значение, что свидетельствует о положительной тенденции.

Анализ результатов по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М. Марковская) выявил следующие статистически значимые данные:

Нетребовательность — требовательность: родители лишь в 42% считают, что они требовательны к своим детям, в отличие от мнения детей, которые в 100% уверены, что требовательность родителей к ним чрезмерна (rs = 0,289).

Мягкость — строгость: родители признают проявления своей строгости только в 34%, хотя дети уверены в 100-процентно строгом отношении к ним. (rs = 0,225).

Автономность — контроль: ¼ родителей полагают, что дают детям возможность автономной бесконтрольной жизни. Остальные (75,81%), также как и дети (100,00%), признают наличие контроля (rs = 0,65).

Эмоциональная дистанция — близость: дети (100%) и родители (8,06%) в большинстве своем осознают эмоциональную отдаленность друг от друга(rs = 0,889). Можно сделать вывод о признании детьми наибольшей эмоциональной дистанции, чем родителями.

Отвержение — принятие: лишь 1/5 родителей считают, что принимают (20,97%) своих детей, но дети в 100% считают, что их отвергают(rs = 0,592).

Отсутствие сотрудничества — сотрудничество: 76% родителей считают, что сотрудничают со своими детьми, хотя дети этого сотрудничества не видят (rs = 0,586).

Несогласие — согласие: половина родителей считает (51,61%) , что они соглашаются со своими детьми, последние же так не считают (rs = 0,217) , что говорит частом пересечении мнений родителей и детей в оставшихся почти 50% случаев.

Непоследовательность — последовательность: больше половины родителей считают (58,06%), что они последовательны в своих действиях, однако, все дети уверены в обратном (rs = 0,617).

Воспитательная конфронтация в семье: дети считают, что воспитательные меры в семье неприемлемы, хотя такое же мнение присутствует только у 21% родителей (rs = 0,29).

Проведенный нами статистический анализ показал, что существуют достоверные различия между восприятием состояния семьи со стороны ребенка и родителя. Причем дети более недовольны сложившейся ситуацией, чем родитель (rs = 0,387). Исходя, из полученных данных можно говорить о нарушении внутрисемейного взаимодействия, которое напрямую влияет на личность ребенка.

Анализ типов семейного воспитания по опроснику для родителей «Типы воспитания детей» (источник В.Б. Шапарь) проводился без контрольного среза, т.к. дети опрошенных нами матерей на момент опроса находились в реабилитационном центре. Типы семейного воспитания рассматриваются, как возможные причины и факторы влияния на установление, и развитие химической зависимости ребенка. Анализ показал, что в семьях присутствует противоречивый стиль воспитания в виде Гиперопеки + Гипоопеки, что вызывает противоречие в воспитании. Имеется место в воспитании и повышенная моральная ответственность (65% — средне выражена, 32% — ярко выражена). Противоречивое воспитание отмечается в 94% случаев, что подтверждает уместность смешанности гипо- и гиперопеки. Данный тип воспитания приводит к развитию и установлению деструктивных взаимоотношений и взаимовлияний в семьях с наркотически зависимой личностью.

С целью изучения семейных взаимоотношений в семье была использована методика – «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)». Полученные результаты по данной методике отмечают следующее значимые показатели:
  • Шкала предпочтения женских качеств и недостаточность требований-запретов к ребенку в 93,55% случаев.
  • Недостаточность требований-обязанностей ребенка в 90,32% случаев.
  • Неустойчивость стиля воспитания у 88,71% случаев.
  • Предпочтение в подростке детских качеств у 85,48% случаев.
  • Гиперпротекция у 41,94% случаев.
  • Чрезмерность требований-обязанностей у 30,65% случаев.

Таким образом, сравнение показателей позволяет выделить статистически значимые различия представления стилей воспитательного подхода, свидетельствуя о воспитательной конфронтации в семье.

Контрольный срез наших методов исследования позволяет сделать положительный вывод в пользу работы по «12шаговой» программе. Следовательно, является целесообразным обращение за психологической помощью наркозависимым и созависимым членам семьи, что позволит провести своевременную и качественную психопрофилактику и психокоррекцию наркозависимости.

В подготовке исследования использовались следующие источники:
1. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости /Пер. с
англ. — М:Физкультура и спорт, 1997
2. Гунько, А.А., Москаленко, В.Д. Психические нарушения у женщин и
мужчин, состоящих в браке с больными алкоголизмом//Вопросы
наркологии, 1992 №3-С. 62-64
3. Емельянова Е.В. , Кризис в созависимых отношениях. Принципы и
алгоритмы консультирования/ Е.В. Емельянова.-СПб.:Речь,2014.-320 с.
4. Зорина Л. М. Созависимость и пути ее преодоления / Упр. Федер.
службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ. – 2-е изд.,
доп. – Казань: Новое знание, 2006. – 74 с.
5. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе:
Деструктивное поведение в современном мире. – Наука 1990. -224с.
6. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Эксмо, 2006.–
1008 с.: ил. – (Справочник практического психолога).
7. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы
психологии. 1991, № 5, с. 91–97.
8. Москаленко В.Д. Зависмость: семейная болезнь. 6-е изд., стереотип.-
М.:ПЕР СЭ,2011.-352 с.
9. Москаленко, В. Д. Созависимость: характеристики и практика
преодоления // Лекции по наркологии / Под ред. Н. Н. Иванца. — М.:
Нолидж, 2000. — С. 365–405.
10. Последствия потребления алкоголя для женщин, подростков, детей и
семьи / Е.А. Кошкина, В.М. Гуртовенко, И.Д. Паронян, А.З. Шамота. //
Copyright © «НарКом» 1998-2010 гг.
11. Уайнхолд Берри К. и Дженей Б. Освобождение из ловушки
созависимости.- СПб.:ИГ «Весь», 2013.-416с.
12. Шорохова О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. —
СПб.: Речь, 2002. - 136 с.
Запишитесь на бесплатную консультацию
Сделайте первый шаг к свободной жизни!
Контакты РЦ Компас
8 (800) 333 4631
mail@kompas-rc.ru

Реабилитационный центр: Дивеевский район